September 2

Сын маминой подруги

Почти у каждого ведь в классе был человечек, которому, кажется, все дается без усилий. Он схватывает материал на лету, решает задачи играючи и с легкостью сдает экзамены, почти не готовясь.

Учителя ставят его в пример, родители гордятся, а сверстники завидуют и часами сидят над учебниками, переписывают конспекты, решают десятки однотипных задач и все равно часто получают результат скромнее, чем у гения.

В детстве каждому хотелось бы, чтобы родители знали причину и могли объяснить ее ребенку, а не кричать на кухне из-за очередной двойки.

Ведь разница в детях есть, а учат всех в одном темпе.

Давайте разбираться.


Виноват G фактор

Давайте будем честны: интеллект имеет огромное значение. Игнорировать это — значит отрицать очевидное.

В начале XX века психолог Чарльз Спирмен заметил, что оценки школьников по разным предметам, даже не связанным между собой, положительно коррелируют. Тот, кто хорош в математике, как правило, неплохо справляется и с литературой.

Это наблюдение привело к открытию общего фактора интеллекта,
или g-фактора.

Проще говоря,

g-фактор — это своего рода «мощность процессора» нашего мозга. Это не конкретные знания, а общая способность рассуждать, решать проблемы, мыслить абстрактно и быстро учиться. Именно эту общую способность и измеряют тесты на IQ.

Сила g-фактора неоспорима. Масштабные исследования, охватывающие сотни тысяч людей, показывают, что IQ — самый мощный одиночный предсказатель академической успеваемости.

Это значит, что одноклассник с высоким iq будет слышать слово «БЕСТОЛОЧЬ» гораздо реже остальных.

Корреляция между IQ и школьными оценками составляет в среднем 0.54, а это значит, что интеллект объясняет около 29% всех различий в успеваемости учеников.

Это очень много!

Так что да, «сын маминой подруги» действительно имеет преимущество. Его «процессор» мощнее, и это дает ему серьезную фору.

Но вот интересно, что же можно противопоставить генетике?

Как переплюнуть гения?


Гений в математике не всегда гений в искусстве

Первая трещина в мифе о всемогуществе IQ появляется, когда мы смотрим на успеваемость по разным предметам. Да, интеллект важен везде, но его влияние не одинаково.

Лонгитюдное исследование более 70 000 школьников показало, что g-фактор объясняет:

  • 58.6% различий в оценках по математике;
  • 41.7% — по английскому языку;
  • И всего 18.1% — по искусству и дизайну.

Что это значит?

То, что для успеха в разных областях нужны разные инструменты.

Высокий IQ — это универсальный швейцарский нож, но для некоторых задач требуется специализированный инструмент.

Возьмем, к примеру, изучение иностранного языка. Часто говорят о «таланте к языкам». Оказывается, за этим «талантом» стоит вполне конкретный когнитивный механизм — фонологическая память.

Это часть нашей рабочей памяти, отвечающая за временное хранение звуковой информации. Именно она позволяет нам удержать в голове звучание нового слова (например, photosynthesis), чтобы связать его со значением и запомнить.

Исследования показывают, что тесты на фонологическую память отлично предсказывают успех в изучении языка, но почти не связаны с успехами в математике. Это доказывает, что помимо общей «мощности процессора» (IQ), важны и узкоспециализированные «модули» нашего мозга.

У кого-то от природы лучше развит «языковой модуль», у кого-то — «математический». И это уже усложняет картину.

Поворотный момент: ваш мозг — не застывший камень

Долгое время считалось, что IQ — это некая константа, данная нам при рождении. Но современные исследования полностью опровергли этот фаталистический взгляд.

Оказалось, что связь между образованием и интеллектом двунаправленная. Не только высокий IQ ведет к успехам в учебе. Само обучение делает нас умнее.

Масштабный метаанализ, обобщивший данные более 600 000 участников, пришел к ошеломляющему выводу: каждый дополнительный год формального образования способен повысить IQ на 1-5 баллов.

Это меняет все.

Интеллект — это не застывшая в граните цифра, а скорее мышца, которую можно и нужно тренировать. Чем больше вы учитесь, чем более сложную и стимулирующую среду для себя создаете, тем сильнее становится ваш «когнитивный процессор».

Этот процесс подкрепляется и психологическим настроем. Психолог Кэрол Дуэк выделила два типа мышления: «установку на данность» (fixed mindset) и «установку на рост» (growth mindset).

  • Установка на данность — это вера в то, что интеллект и таланты — врожденные и неизменные. Столкнувшись с трудностью, такой человек думает: «Видимо, мне просто не дано» и опускает руки.
  • Установка на рост — это убеждение, что способности можно развивать через усилия и практику. Трудности для такого человека — это не приговор, а вызов и возможность стать лучше.
Исследования показывают прямую связь: ученики с установкой на рост достигают более высоких результатов, потому что не боятся ошибок и готовы прилагать усилия.

Они интуитивно понимают то, что подтвердила наука: усердная учеба — это не просто зубрежка, это прокачка самого важного ресурса — интеллекта.

Секретное оружие: как дисциплина побеждает гены

Итак, мы выяснили, что IQ не всесилен и его можно развивать. Но что поможет «трудяге» не просто сократить разрыв, а вырваться вперед? Ответ прост: характер. А точнее, одно его качество, которое в психологии называют добросовестностью (conscientiousness).

Добросовестность — это научный термин для того, что мы в быту называем дисциплиной, организованностью, настойчивостью и усердием. И вот поразительный факт: метаанализы показывают, что добросовестность влияет на академическую успеваемость не меньше, чем интеллект.

Представьте двух студентов. У одного IQ 130, но он неорганизован, откладывает все на потом и надеется на свой природный ум. У второго IQ 110, но он дисциплинирован, ходит на все лекции, выполняет все задания вовремя и систематически повторяет материал. У кого, по-вашему, будут лучше оценки в конце семестра? Исследования говорят, что с большой вероятностью — у второго.

Более того, дисциплинированная практика — это не просто механическое повторение. Это процесс активной перестройки мозга. Когда вы решаете задачу и ошибаетесь, ваш мозг не получает ожидаемого подкрепления и буквально перестраивает нейронные связи, чтобы в следующий раз найти правильный ответ.

Каждое усилие, каждая исправленная ошибка — это апгрейд вашего нейронного «железа». Ленивый гений, который редко напрягается, просто не дает своему мозгу такой возможности для роста.


Кто же победит в итоге?

Давайте вернемся к нашей паре — «гению» и «трудяге». Кто из них добьется большего?

Наука дает однозначный ответ: успех — это не спринт, где побеждает тот, у кого лучше старт (выше IQ). Это марафон, где выигрывает тот, кто обладает тремя ключевыми качествами:

  1. Верой в себя («установка на рост»): Он знает, что его способности — не приговор, а результат его усилий.
  2. Правильной стратегией: Он понимает, что для разных задач нужны разные подходы, и ищет те, что работают для него.
  3. Дисциплиной: Он готов систематически и настойчиво работать, превращая усилия в новые нейронные связи и реальные знания.

«Сын маминой подруги» может иметь преимущество на старте. Но его высокий IQ без дисциплины — это как мощный спортивный автомобиль без бензина. В то же время усердный и настойчивый ученик не просто движется к цели — он по пути строит себе все более мощный двигатель.

И в долгой гонке под названием «жизнь» именно он имеет все шансы прийти к финишу первым.

Поддерживайте своих детей в учебе! А я поздравляю вас с началом учебного года и напоминаю про скидку в 50% и пожизненный доступ ко всем моим курсам.

Так как в школах планируют сократить английский язык, у меня спрашивают, подойдут ли мои курсы для детей?

Да, начиная с 9 лет дети могут спокойно заниматься. У меня есть успешные выпускники этого возраста, которые явно теперь впереди школьной программы.

Тем более, что они могут возвращаться к этому обучение в любое время, потому что я впервые даю пожизненный доступ ко всем курсам.

Акция действует до завтрашнего дня: https://hieng.ru/longread?utm_source=sb_longread&utm_medium=baza

p.s. Все могут стать гениями.